Журнал «Квартирный ответ»
по материалам передачи
НТВ «Квартирный вопрос»
официальный сайт

Американский дизайн (Размер XXXL)


Мир в доме / США

Бескрайние просторы, огромные машины, зашкаливающие градусы по Фаренгейту — у американцев все большое. Остальные над этой привычкой подтрунивают, но в глубине души мечтают жить так же
Как живут по ту сторону океана? Бесконечно переезжают. Учеба, стажировка, работа — ради карьерного роста надо соглашаться на все выгодные предложения, поэтому приходится часто менять дислокацию. О собственном доме — просторном, как в «одноэтажной Америке», — начинают задумываться лет к сорока. Рождаются дети. Чтобы с комфортом устроить разросшуюся семью, переезжают снова. 

Идеалом тех, кто в юности ютится в маленьких нью-йоркских квартирках, всегда остается большой дом — как правило, начиная от 500–600 м2. Только в таком и поместится любимая американцами мебель размера «кинг-сайз». Они сами ее производят, сами же и покупают. Кухня у них — можно танцевать. Холодильников не меньше двух, обязательно с генератором льда. Над этой страстью к объемам в Старом Свете принято потешаться, но европейцам ничего другого и не остается, им в их перенаселенных странах такого не светит.
С другой стороны, поскольку американец начинает обставлять свой дом довольно поздно, где-то после сорока, он стремится к декору серьезному, с историей. А история, она вся в Европе, американский континент ничем таким похвастать не может. Комплексом исторической неполноценности страдает каждый мыслящий янки, это особенно видно по их домашним предпочтениям. Какие там диснейленды и Энди Уорхолл! Это все терпимо на выходных и за стенами родного дома, а в самих стенах — только добротная мебель в колониальном стиле или английское наследие, оно и для Новой Англии подойдет.
К англичанам здесь натянуто относятся еще со времен бостонского чаепития, но все-таки коренной бритиш — недосягаемый образец. Когда хочется чего-то стабильного, с традицией, на века, в Штатах обращаются к английской эстетике: твид, мебель из родового поместья, упражнения в верховой езде. Эту тему с удовольствием разрабатывает Ральф Лорен (наш земляк, между прочим, если покопаться) для своей марки одежды, домашних аксессуаров и мебели. А когда и классический оксфордский стиль иссякает, на помощь приходят фантазии о средиземноморских ривьерах и французском шике. Недаром Оскар Уайльд язвил в свое время: «Когда американец умирает, он попадает в Париж».

И все-таки Соединенным Штатам есть чем гордиться. При всей своей «недалекости» (с точки зрения искушенных европейских эстетов) янки внесли мощный вклад в копилку мирового искусства. Называется он «ар-деко» — последний большой стиль, который мощнее всего прозвучал именно в США, и прежде всего в архитектуре.
Громады небоскребов — специфический индустриальный пейзаж, которым можно любоваться практически из любого нью-йоркского окна (небоскребы, кстати, ничуть не давят, если разглядывать их снизу, с пешеходной улицы). Эмпайр Стейт Билдинг, Крайслер Билдинг, Рокфеллер Центр, величественные как снаружи, так и внутри, давно вошли в учебники по истории искусств.
В американский интерьер ар-деко проникло довольно поздно, уже после парижской выставки 1925 года. Но сохранило при этом все свои отличительные признаки: геометричность, роскошь отделочных материалов, четкую графику, золото, контрастные цвета. Этот стиль удачно соответствовал главным американским темам: про то, как заработать миллион долларов, и про то, как жить быстро и умереть молодым.

В истории дизайна американское ар-деко прозвучало виртуозной фокстротной мелодией. В дальнейшем жители этой страны не были замечены не только в пристрастии к какому-нибудь стилю, но и в какой бы то ни было стильности. Вкус просыпается здесь редко. Виновата, скорее всего, бескрайняя самоуверенность, присущая этим наследникам протестантов. «Я знаю, как надо, а ваши художники/дизайнеры/стилисты мне не указ», — буквально написано на каждом американском доме. Может быть, не совсем красиво, ну и ладно. В духе старого анекдота о том, как русские выпустили книгу «Россия — родина слонов», англичане — многотомную энциклопедию «Кое-что о слонах», а американцы — богато иллюстрированную брошюру «Все о слонах». Конечно, в энциклопедии сведения точнее, но иногда так не хочется продираться сквозь толщу научных терминов, лучше просто посмотреть картинки. Жить легко и без напряга — это так в  духе времени!
Виндзорское кресло
Придумано оно не в Америке, а в Англии в начале XVIII века и долгое время проходило по разряду «деревенского стула». Но американцы страшно его полюбили, ставили и дома, и в саду, сочинили сотни вариаций спинки. В наше время эта модель прижилась на кухнях и в кантри-интерьерах, а ведь когда-то именно в таком кресле (снабженном полочкой для письма) Томас Джефферсон подписал Декларацию независимости!

Калифорнийский размер
Существуют кровати «квин-сайз» (queen — королева) и «кинг-сайз» (king — король). Одна большая, другая еще больше. Но американцам и этого мало! Они ввели «калифорниан-сайз» — параметры таких кроватей меняются в зависимости от модели, но из всех вариантов они самые просторные.
Мебель шейкеров
Секта «верующих во Второе Пришествие» обосновалась в штате Массачусетс в 1774 году. Шейкерами (shake — дрожать, встряхивать) этих англичан звали за их странный религиозный ритуал: во время молитвы они впадали в транс, тряслись, говорили на непонятных языках. Помимо экстатических молитв шейкеры отличались полным воздержанием и проповедовали тяжелый труд. Их образ жизни во многом и определил тот интерьер, следы которого можно найти в современном дизайне. Пара отличных идей от шейкеров: ненужные в данный момент стулья можно повесить на вешалку (так освобождалось место для молитв); шкаф станет более функциональным, если сделать ящики разного размера, а на фасадах разместить сведения о содержимом. В таких шкафах и комодах шейкеры хранили все подряд: орудия труда, мотки ниток, ткани, семена, травы, сахар. Комод принадлежал не одному человеку, а пяти-шести братьям, поэтому без надписей было не обойтись. Разумеется, на такой мебели не было никаких украшений, на полу — ни единой пылинки. «На небесах не бывает грязи», — говорили шейкеры и с утра до ночи скребли и чистили свои жилища (между прочим, с раздельным входом для мужчин и женщин). В XX веке мебель шейкеров уже продавалась на аукционах и пользовалась большим спросом — заказы приходили даже по почте. Секрет успеха в необычайной добросовестности мастеров, следовавших завету основательницы секты Анны Ли: «Что бы вы ни делали, делайте это незатейливым, простым и навечно».

Ллойд-лум
В начале ХХ века Маршалл Ллойд Лум придумал, как плести садовую мебель из тростника (или бумажных жгутов) и проволоки. Получил патент, открыл дело. Технологией быстро заинтересовались в Старом Свете, где бумажные кресла выпускают и сейчас.
Пэчворк
Считается, что лоскутная техника — типично американское развлечение, хотя вещи в таком стиле делали еще в Древней Индии. В любом случае лоскутное одеяло органично и символично для Америки, ведь оно напоминает пеструю карту Соединенных Штатов.

Мишка Тэдди (Teddy Bear)
Классическому плюшевому медведю больше ста лет. Начиналось все так: президент Теодор Рузвельт отправился на охоту, где специально для него загнали медведя (все как у нас!), однако тот мишку пожалел и стрелять не стал. Пресса разразилась фельетонами, называя Рузвельта «покровителем медведей», а в 1903 году предприниматели Мичтом придумали шить на продажу плюшевых медведей, и отправили президенту письмо с просьбой назвать игрушку его именем. Рузвельт согласился. Teddy Bear стал лучшим другом всех американских детей.
Тиффани
Это имя собственное стало нарицательным, как ксерокс или джакузи. Сейчас так называют технику изготовления ламп из цветного витражного стекла с эмалью. Изобрел ее Чарльз Льюис Комфорт Тиффани, сын основателя ювелирной компании Tiffany & Co. Стоит запомнить: перстни с отдельно оправленным бриллиантом, голубые коробочки, Одри Хепберн в «Завтраке у Тиффани» — это Тиффани-старший; таинственно мерцающие лампы в стиле ар-нуво — Тиффани-младший. Оба, естественно, американцы.

0


ВАС МОЖЕТ ЭТО ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ