Журнал «Квартирный ответ»
по материалам передачи
НТВ «Квартирный вопрос»
официальный сайт

Французский язык в дизайне (Всех этих слов на русском нет)


Мир в доме / Франция

Про Францию и ее влияние на наш интерьер можно написать целый журнал. Выберем только самое лучшее и яркое.
Еще лет сто назад французский язык был для любого образованного русского естественным языком общения — иногда даже первым, а не вторым. Париж для нас дом родной, да и сами французы — от Огюста Монферрана до Ле Корбюзье — ездили к нам как к себе домой, а их строения на просторах обеих столиц смотрятся вполне гармонично. Если переделать известную фразу ХХ века для века XIX, то она звучала бы так: «французское — значит отличное». Конечно, есть в такой галломании что-то нездоровое, но нам не стыдно: вся Европа и прилегающие к ней острова с XVII века смотрели в сторону Парижа с придыханием и восхищением.
Наверное, центром жизни Париж стал при Людовике XIV, «короле-солнце». Именно тогда французы поняли, что владеют формулой интерьерной роскоши, и преподали урок всему миру. Все большие стили — от барокко до ар-деко — изобретены во Франции. Мебель, которая изготавливалась во французских мастерских, служила эталоном — ее тайно, но с вожделением копировали конкуренты-англичане, явно и с восхищением — поклонники-русские. Понятно, что при таком подходе комоды из мастерской Шарля Буля, отделанные черепаховым панцирем, ценились на вес золота, а кресла из карельской березы с «пламенеющей» спинкой, созданные хоть и по эскизам великого Воронихина, но у нас в России, за особый шедевр не считались. Ведь Париж же, Версаль, Лувр! Золотые люстры с хрустальными подвесками, размноженные тысячекратно в бесчисленных зеркалах. Стены, изящно разделенные на бордюры. Фризы, украшающие буазери. Роскошное маркетри на полах...
Вы заметили, что мы перешли на французский? По-другому и быть не может. Большинство интерьерных находок, которыми до сих пор пользуется мировое сообщество, сделаны именно во Франции, поэтому такие языковые «ловушки» подстерегают нас повсюду. Поговорим, например, о декоративном текстиле. И что? Тюль, жаккард, муар, тафта, фестон, басон, волан… Впору начинать говорить с прононсом. Та же история и с сервировкой, если тема разговора — высокая кухня, а не перекус на бегу. А как объяснить, что такое жирандоль? Ответ очевиден: это такой канделябр…
Франция вошла в наш язык и быт, в нашу плоть и кровь. А все потому, что французы не просто понимают толк в роскоши, но владеют таинст­венной формулой комфорта. Они научили весь мир делать правильные (и такие разные!) кресла, проводить время в гостиных за увлекательными беседами, вводить в интерьер сложные неяркие оттенки серой и фиолетовой палитры, ужинать со вкусом, ухаживать за собой умно и тонко. Выражение Art de Vivre давно уже тоже не нуждается в переводе. Кстати, обе формулы — роскоши и комфорта — были сведены воедино в XX веке. «Роскошь должна быть комфортной, иначе это не роскошь», — сказала Коко Шанель, великая француженка.

P. S.
И заметьте, мы еще ничего не сказали про Прованс, так любимый современными российскими декораторами. Сегодня наших столичных мэтров вдохновляет французская провинция — значит, старая история с географией продолжается.
Бержер
О-о-очень глубокое кресло. Садишься легко, встаешь с трудом. Положение осложняется тем, что бержер еще и очень низкий (в XVIII веке представители человечества были более коротконогими), а также очень мягкий (набивка — морские водоросли или конский волос). Французы говорят не «на бержере», а «в бержере» — в него погружаются, как в стог сена.
Буазери
Слово французское, хотя сам прием больше полюбился англичанам. В сущности, это просто отделка стен деревянными панелями, добавляющая интерьеру респектабельности. В XIX веке ими обшивали стены домашних библиотек и кабинетов, модерн распространил буазери на гостиные и спальни: использование светлой древесины и виртуозная игра с фактурой сделали деревянную обшивку менее скучной и громоздкой. Классические породы для буазери — дуб и красное дерево (вспомним знаменитый пассаж Джерома К. Джерома про резной дуб в «Троих в лодке...»). Дерево может покрывать всю стену или доходить только до середины, декорироваться резьбой и позолотой, сочетаться с мрамором, кожей, тканью, стеклом.

Жаккард
Ткань с вытканным (в противоположность набивному) рисунком. Точка отсчета для всего многообразия жаккардов — 1802 год, когда был изобретен соответствующий ткацкий станок.
Жуи (туаль-де-жуи)
Двуцветная набивная ткань с тонким пасто­ральным рисунком, производилась в XVIII веке недалеко от Версаля. Мода на жуи продержалась всего пятьдесят лет, из запасников ее вытащили в конце XX века. Фишка последних лет — делать из этой ткани сугубо современные вещи, выбирать для классического рисунка авангардную цветовую гамму или сюжеты из современной жизни.
Панорамные обои
Любимое самими французами украшение стен чаще всего выполнялось в серых тонах (отсюда другое название серых обоев и картин — гризайли). Сюжет панорам не повторялся на протяжении пятнадцати метров, на изготовление одного небольшого заказа уходило до года работы, хотя печатали их в один цвет. Гризайли XIX века необычайно востребованы у современных антикваров и декораторов, особым спросом пользуется раритетная продукция мануфактур Жан-Батиста Ревейона, Дюфура и Зубера. Панорамные обои Zuber производятся до сих пор, их создатели гордятся огромным архивом из тысяч деревянных блоков для многоцветной печати.

Пассмантери
Этим красивым словом пользуются декораторы всего мира, выбирая для интерьера бахрому, кисти и подхваты. Чтобы перевести его на русский, опять же используем средства французского и получаем «басонные изделия».

Обюссон
В XVIII веке в городе с таким названием ткали ковры для королевского двора, потом это имя стало нарицательным для изделий, выпущенных на тамошней фабрике. Сейчас обюссоном нередко называют любой ковер с классическим европейским рисунком на палевом фоне. Ситуация та же, что и со стеклом Галле: подделок море, подлинников единицы.

0


ВАС МОЖЕТ ЭТО ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ