Журнал «Квартирный ответ»
по материалам передачи
НТВ «Квартирный вопрос»
официальный сайт

Японский интерьер (Идеи на экспорт)


Мир в доме / Япония

Пока остальные великие культуры почивают на лаврах, Япония продолжает вкладываться в копилку человечества.
Если спрашивать с Японии по гамбургскому счету, что, мол, великий японский народ дал миру за последние две тысячи лет, придется сфокусироваться на XX веке и исключительно на достижениях в области электроники. Потому что все якобы японское на самом деле придумали китайцы: бумагу, дзен-буддизм, керамику, боевые искусства, веер и зонтик, иероглифы и чайную церемонию. Японцы аккуратно все переняли, отбросили лишнее и упростили. Там, где у китайцев тысячи вариантов и толкований, у японцев «два плюс два равно четыре». Хуже от этого не стало.
Классический японский интерьер — пустой и вычищенный — долгие годы вдохновлял европейских минималистов. И хотя в Европе уже немодно спать на футонах, пить чай, сидя на циновках, и строить дома хрупкие перегородки-сёдзи, японский опыт до конца не исчерпан.

Впервые Запад влюбился в Японию в 50-е годы XIX века. Старые гравюры копировали и интерпретировали Ванг-Гог, Климт, Тулуз-Лотрек. Создатели манерных линий ар-нуво бесконечно упражнялись в перерисовке ирисов и морских волн, как в работах Хокусая. Собственно, стиль ар-нуво весь вышел из японского искусства. Прошло еще лет семьдесят, и свои взоры на острова обратили архитекторы-модернисты. Очевидная рациональность, с которой подходили к обустройству жилья японцы, импонировала Корбюзье, Жанре и Шарлотте Перриан, последняя так даже осталась в Японии жить. Наступили 90-е, и японский традиционный интерьер стали цитировать буквально, таща в европейский дом циновки-татами, ниши-токонома, ширмы из полупрозрачной бумаги, невзрачные глиняные чайники. Если европейский дом не принимал нововведений, вместо него строили настоящий японский — невысокий, с длинными отвесами крыши, чтобы в окна не проникало полуденное солнце, а только утреннее или вечернее. Но непокрашенный (время и дожди сами отполируют дерево), с почти бумажными стенами, вдали от родины японский дом выглядит невероятно хрупко, поэтому остается уделом маргиналов. А что же пришлось к нашему общему двору?
Переоценка всех материальных ценностей, постигшая мир пару лет назад, вынесла на поверхность кардинальные для японцев понятия «ваби» и «саби». Ваби — это принцип неприхотливости и добровольной бедности. Саби — красота несовершенных, безыскусных, старых и даже умирающих вещей. То есть классический японец скорее заинтересуется подгнившим осенним листом, чем цветущей розой, подаст дорогому гостю склеенную глиняную чашку вместо нарядной фарфоровой (первая, по его мнению, лучше, красивее, дороже). Дошло до того, что, когда весь мир подсел на чайные церемонии, настоящие сторонники «ваби-саби» стали пить чай из бумажных стаканчиков, дабы не попасть в модную гламурную струю.
Традиция иногда бывает талантливее человека и исподволь руководит его действиями. «В Киото я оставил в гостинице несколько апельсинов, — рассказывает Александр Геннис. — Горничная, убиравшая номер, составила из них столь изысканную композицию, что мы не решились их съесть». Если такая горничная, то что уж говорить о дизайнерах! У японского дизайнера четкие, логичные, чистые образы просто заложены в подкорке, недаром молодые творцы из Страны восходящего солнца в Европе идут нарасхват. Пока японцы делают в Европе карьеру, европейцы пытаются разгадать японский интеллектуальный феномен: все дело в традициях, практике дзен-буддизма или правильно сбалансированном питании? Известно, что пресловутые рыбные суши (суси) со всеми их микроэлементами — простое средство повысить интеллектуальный уровень. А как долго эти японцы живут! Опять же благодаря здоровому питанию. Последовать их примеру несложно, при этом совсем необязательно давиться суши, можно жарить еду по японскому методу — практически без жира на стальном листе теппане, получится правильное и модное теппаньяки.
Впрочем, чем завидовать японскому здоровью и японскому чувству прекрасного, лучше позавидовать японскому трудолюбию. Именно оно спровоцировало экономическое чудо ХХ века (японские компании занимают 16,3% списка Forbes) и плотно начинило наш быт разнообразной электроникой. Но японцы идут еще дальше! Они первые в мире по производству и использованию роботов. Собственно говоря, половина всех роботов в мире делается в Японии. Именно поэтому мы не станем закрывать список японских достижений. Просто потому, что там будет еще очень много строчек...
Бумажные фонари
Самый популярный на Дальнем Востоке способ освещения. Светильникам из плотной бумаги нередко придается более глубокое значение, чем простому источнику света. В Японии гигантские корпорации дарят знаменитым храмам гигантские фонари для проведения служб. Цветовая гамма внутренних фонарей — бомбори — довольно строгая: белый, черный, красный, песочный, цвет рисовой бумаги. Простота и гармоничность бумажного фонаря не перестает вдохновлять современных архитекторов. В Токио семиэтажное здание знаменитой марки обуви и кожаных изделий Tod›s и магазин мебельной фирмы Idee напоминают по форме освещенные шары из рисовой бумаги. Современный бумажный светильник — удачное дитя традиции и прогресса. Специальная пропитка сообщает бумаге противопожарные, водо- и пылеотталкивающие свойства.
AIBO
Собака-робот, созданная в 1999 году в лабораториях Sony. Умеет все, что положено щенку и взрослой собаке, узнает хозяина, радует его своим присутствием. Еще одна суперважная разработка Sony — робот-андроид QRIO. Ему на пятки по всем показателям наступает ASIMO — робот, придуманный в Honda.
Гэта
Деревянные японские сандалии, напоминающие маленькую скамеечку. На ноге гэта закрепляют ремешками, проходящими между большим и вторым пальцем.

Кимоно
Общее название традиционной японской одежды типа широкого запахивающегося халата. Кимоно носят и мужчины и женщины, подпоясываясь оби, который японки завязывают бантом, а японцы отпускают свободными концами. Аборигены надевают кимоно в основном по традиционным праздникам, весь остальной мир — в качестве нарядной домашней одежды. Однако в случае с раритетными антикварными кимоно такое отношение недопустимо, да и цена не позволяет использовать рукотворные вещи как халат. Такие кимоно служат эффектным украшением интерьера: надетые на тонкую деревянную рейку, они занимают достойное место на стене над диваном или кроватью.
Ёсидо
Внешняя раздвижная перегородка японского дома, сделанная из камышовой решетки. Летом ёсидо заменяют на сёдзи — ячейки, обтянутые рисовой бумагой. Сквозь эту бумагу красиво просвечивают контуры лиственных деревьев, растущих под окном.

Тансу
В традиционном японском доме складывать скарб и всяческую мелочевку решительно некуда. На помощь приходит ступенчатый шкаф тансу. Нижнее отделение тансу предназначено для белья, среднее — для аккуратной стопочки праздничных кимоно, а в верхние ящички можно сложить разную мелочь.

Татами
Не только циновки, которыми выстилается весь японский дом, но и зачастую мера площади. Японцы могут сказать: «дом в шесть татами» — это около 12 м2.

Токонома
Ниша в стене, обязательный атрибут японского дома, не обремененного мебелью. В токоному помещают традиционные украшения: свиток с каллиграфией, ветку сакуры, икебану, куклу. Главное — не переборщить. В комнате не может быть больше одной токономы. Исторически такие ниши делали в стене справа от окна, куда падает свет и взгляд входящего в комнату.

0


ВАС МОЖЕТ ЭТО ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ