Журнал «Квартирный ответ»
по материалам передачи
НТВ «Квартирный вопрос»
официальный сайт

Классика жанра


В ассортименте / Мягкая мебель

Как бы ни старались производители мягкой мебели, все формы диванов и кресел давно придуманы. Последнее выдающееся изобретение, автором которого стал Антонио Читтерио, относится к 80-м годам ХХ века, а основная масса популярных ныне конструкций известна со времен королевы Виктории.
Диван со стёжкой
Диван-честерфилд дошел до наших дней практически неизменным и сам послужил прототипом многих современных моделей. О названии его до сих пор спорят: то ли оно в честь британского города, то ли это имя графа Честерфилда, знаменитого реформатора, способствовавшего переходу страны на григорианский календарь. Сегодняшние честерфилды производят с максимальной исторической точностью. Первый признак — ромбовидная стежка. В давние времена мебельщики использовали ее для равномерного распределения наполнителя (конского волоса), места выхода стежки на поверхность всегда закрывали декоративными пуговицами, так называемыми капитоне. Как правило, прошивка украшает спинку и подлокотники дива­­-на, иногда — консоль под сиденьем, закрывающую ножки, но практически никогда не переходит на само сиденье. Второй отличительный признак честерфилда — подлокотники плавно перетекают в спинку и точно соответствуют ей по высоте. Третья черта — форма подлокотников. У честерфилда ручка заворачивается в тугой свиток, напоминающий волюту классической колонны. Наконец, ножки дивана либо миниатюрные, либо их не видно вовсе.
Диван-смокинг и диван-ноль
Обе модели в каком-то смысле произошли от честерфилда, у них тоже равновеликие спинка и подлокотники. А еще —  тугая, натянутая, как перчатка, обивка.

Диван-ноль, вариация со слегка расходящимися подлокотниками, исторически более древняя, относится к XVII в. и названа по фамилии графа Ноля (Knoll) из Кента. Это один из первых диванов с мобильными подлокотниками: угол наклона регулировался с помощью шнуров и фиксаторов на спинке и ручках. Сейчас шнур играет скорее декоративную роль, как и кант из гвоздиков с широкими шляпками по всему периметру основания и подлокотников.

Диван-смокинг — «правнук» честерфилда, пришедший к нам из США. Вряд ли он имеет что-то общее с предметом мужского гардероба, скорее всего назван так в честь города, где и был создан. Представьте себе честерфилд без стежки, на высоких ножках, с подлокотниками и спинкой, образующими своеобразную коробку с правильными прямыми углами. Лишь у некоторых моделей подлокотники слегка расходятся и опущены чуть ниже уровня спинки.
Диван-кабриоль 
Французский вариант дивана со спинкой, плавно перетекающей в подлокотники, кабриоль датируют XVIII веком — эпохой Людовика XV. Эту разновидность дивана невозможно спутать ни с какой другой: он единственный будто обнимает сидящих. Как правило, верх спинки и подлокотников у кабриолей оформлен деревянным кантом, ножки тоже деревянные, высокие, без особого декора. Диваны подобной формы встречаются не только в классических коллекциях, но и в линейках современных мебельщиков.
Диван с верблюжьей спинкой
Эта модель получила название по характерным выступам на спинке. Классический диван-верблюд создан еще в XVIII веке знаменитым мебельщиком Томасом Чипендейлом. Спинка, нередко украшенная стежкой, у него цельная, как и у диванов-предшественников, зато сиденье обычно составляется из пухлых подушек. Ножки, как правило, скрыты текстильным пологом в пол, расходящимся по краям. Сегодня «горбатые» диваны активно тиражируются английскими и американс­кими мебельщиками в рамках классических коллекций. Дизайнеры, придерживающиеся современного стиля, тоже нередко украшают спинки диванов «пиками» — правда, асимметричными.
Английский, или Клубный диван
В этом случае неясно, что возникло раньше: собственно диван или английское клубное кресло. Выглядят они примерно одинаково: пухлая спинка-подушка с закругленными краями и миниатюрные подлокотники, слегка возвышающиеся над сиденьем. Особое внимание ножкам: задняя пара неподвижна, а передняя устанавливается на миниатюрные бронзовые колесики. Иногда ножки скрыты декоративной юбкой — подзором. Лаконичность английских клубных диванов и кресел угадывается в большинстве современных моделей мягкой мебели, не претендующей на явно выраженную стилевую принадлежность.
Ушастая мебель
Вспомните фильм про Шерлока Холмса, когда герои распутывают очередную интригу, сидя в глубоком кресле перед камином. Типичная картинка британского быта и типичное английское кресло с ушами. Огромная спинка защищала сидящего от сквозняков, гулявших по холодным британским замкам, а на выступы-уши можно было опереться и задремать без риска очнуться головой в камине. Как только мебельщики начали производить мебель гарнитурами, в дополнение к креслу возник диван аналогичной формы, которую сегодня активно эксплуатируют многие дизайнеры.
Мебель с подлокотниками-свитками
Такую конструкцию можно найти даже в мебельных коллекциях ИКЕА, что, безусловно, говорит о ее массовости. Возьмите все тот же честерфилд, уберите стежку, допустите, что спинка может быть чуть выше подлокотников, — и из характерных деталей останется лишь туго свернутые в свиток подлокотники. Остается только дополнить диван ворохом декоративных подушек и вставить механизм трансформации (обычно такие модели раскладываются вперед).
Диван-пате
Из классических форм эта самая необычная и самая узнаваемая: круглый диван, спинка которого торчит по центру сиденья. Из бальных зал такая форма быстро перекочевала в лобби отелей и обувные магазины, ведь на них так удобно садиться с разных сторон, не ме­­­шая друг другу. В домах диваны-пате приживаются только в больших гостиных и просторных салонах для приема гостей — в малогабаритной квартире этому красавцу просто нет места.
Диван-кровать
При всем уважении к техническому гению современных мебельных конструкторов, заметим, что первые диваны-трансформеры придуманы много веков назад, а все современные диваны-кровати делятся лишь на две группы: те, что раскладываются перпендикулярно стене (аккордеоны, раскладушки),  и те, что трансформируются параллельно ей (книжки, дельфины). Главное, что следует знать покупателю, — предназначен ли данный конкретный тип трансформации для ежедневного использования. Ложе, образованное из подушек спинки и сиденья (книжка, клик-кляк), годится только для гостей, уж слишком разная по жесткости получается кровать. На тонком матрасе французской раскладушки изнеженные натуры вспомнят сказку о Принцессе на горошине. Для ежедневного сна больше подходят американские раскладушки, или седафлексы, а также дельфины и телескопы (если вас не смущает непривычно низкое ложе).
Кресло-мешок
Одно из немногих изобретений XX века родилось, когда радикально настроенные мебельщики, вторя протестным настроениям итальянской молодежи 60–70-х годов, попытались создать нетрадиционную мебель. Основой кресла служит сыпучий наполнитель, принимающий форму тела сидящего человека. Первоначально такие модели доливали водой, позже от этой практики отказались. Сегодня кресла-мешки могут быть не только в форме груши, как первоначально, но и в ви­­­де пирамиды, цветка, колбаски. А сыпучий наполнитель исполь­зуется  даже для изготовления офисных кресел на традиционной одноногой опоре с колесами.
Секционная мебель
Последний прорыв в области производства диванов совершил Антонио Читтерио в 80-е годы прошлого века — он изобрел модульный принцип составления мягкой мебели. Диван перестал быть товаром, который покупают, как коробку шоколадного ассорти в заводской упаковке, теперь он скорее напоминает конфеты ручной работы. Выбирайте сами и упаковку, и то, что составит набор: хотите побольше трюфелей или возьмете только пралине? Так и в мебельных магазинах вместо готового дивана вам предложат набор модулей разной ширины и высоты, в комплекте к ним три-четыре формы подлокотников, несколько вариантов ножек и добрую сотню различных обивок. Под руководством покупателя менеджер составит чертеж, отправит его на фабрику, и там из отдельных секций соберут диван. 
Первые модели, так называемые секционные диваны, после покупки разобрать было почти невозможно или для этого требовались инструменты. Но с тех пор диваны сильно усовершенствовались и стали более мобильными, по-настоящему модульными — блоки порой даже не сочленяются друг с другом. Их можно растащить по всей комнате, сделать из углового дивана пару прямых и кресло — вариантов может быть сколько угодно.
Куда движется дизайн?
Авторские диваны были, есть и будут. Однако — увы — ни одно из дизайнерских чудес последних лет не дало жизнь новому направлению в диваностроении. Были эксперименты с материалами — на свет появлялись модели из стекла и стали, сколоченные из щепок и отлитые целиком из пластика. Архитекторы, приглашенные для разработки мебельных коллекций, поражали причудливыми формами и необычными трансформациями. Однако все эти не столько диваны, сколько арт-объекты обычно не отличаются удобством и потому вряд ли когда-нибудь будут запущены в серию. Единственное исключение — диван, предложенный в прошлом году Патрисией Уркиолой. Четыре года она чертила конструкцию без единой прямой линии, пытаясь угодить всем сразу: длинноногим и низкорослым, худым и полным. В унисон ей еще несколько дизайнеров предложили бесформенные диваны. Приживется ли эта тенденция и станет ли массовой, покажет время.

0
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Детская для двух капитанов
04.05.2011
12 стульев
21.06.2011
Спортбар
21.06.2011
Своя сила
04.05.2011


ВАС МОЖЕТ ЭТО ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ