Журнал «Квартирный ответ»
по материалам передачи
НТВ «Квартирный вопрос»
официальный сайт

Простые смыслы


Текстильный дизайн / Драпировка

Штора без ламбрекена — проверенный способ обрамить свой взгляд на внешний мир.
Не надо бояться простоты конструкций, они создают атмосферу домашнего уюта не хуже, чем сложносочиненный декор. В полной мере это относится и к шторам, особенно в вартирах с высотой потолка менее 3 м.  При этом даже самая несложная драпировка должна быть хорошо продуманной и качественно исполненной.

Для того чтобы простота штор не казалась «пустой», нужно наполнить ее смыслом одним из способов:
  • Сочините для штор «сюжет», которому улыбнется ваша душа. Задействуйте в нем цвет или фактуру ткани, линии наконечников карниза, рисунок прохождения света через переплетения нитей, звук передвигающихся по карнизу колец, облако фалд — главное, чтобы это было ценно для вас.
  • Поддержите дизайном штор общий ритм интерьера или создайте собственный, но созвучный с общим.
  • Или наоборот, сделайте драпировки живительной «паузой» между яркими и звучными аккордами других элементов интерьера.
  • Постройте с помощью штор геометрическую иллюзию, зрительно моделируя пространство.
  • Используйте в деталях формы и линии определенного исторического стиля.

Главная особенность простых драпировок — то, что технологические приемы и способы крепления становятся в них важными эстетическими составляющими. Различные способы обработки верхней части штор помогают геометрически корректировать пространство: вносить дополнительные вертикали и горизонтали, задавать ритм, добавлять или скрывать условные плоскости и объемы.
Сборка не организует, а сдерживает ткань и применяется обычно для тюлевых занавесок, легких или средних по весу штор. Ее фалды имеют живой, неконтролируемый характер, они хороши для «заполнения пространства» в тех случах, когда в драпировке важна не форма, а цвет, объем и фактура.
Складки формируют геометрические иллюзии, создают вертикали, отсчитывают ритм. Они бывают односторонние и двусторонние (бантовые или встречные), остальные типы — производные от первых двух (среди них популярные тройные складки и складки-бокалы, они же колокольчики). Односторонние складки лежат или стоят вертикально, под углом 90 градусов к краю шторы или образуя фигурные линии в месте фиксации складок (куриная лапка, французский куст, веерные складки, различные типы буфов). Их пластика делает шторы изящными, вносит элемент романтизма — при условии, что ширина линии узора драпировки достаточная, чтобы рассмотреть их на высоте карниза (не меньше 10 см). Складки, собранные вручную, несут на себе теплоту ручного труда. Они трудоемки, но всегда очень эффектны. Фиксируются строчкой с обязательной закрепкой.

Можно формировать складки с помощью специальных крючков, которые одновременно крепят полотно на карнизе (от обычных они отличаются наличием направляющих). Такие крючки используются в комплекте с тесьмой, в кармашки которой вставляются с определенным интервалом направляющие, и ткани задается нужная форма.
А если хочется сэкономить время и силы, спасение — шторная лента. Процесс разметки, закладки и фиксации складок происходит со скоростью затягивания нитей на тыльной стороне тесьмы. Обратите внимание: вытянутые веревочки отрезать не нужно. Их заматывают и укладывают в специально оставленные боковые отверстия между тканью и тесьмой или используют фиксаторы шторной ленты — плоские пластмассовые катушки с отверстиями для крепления к ленте и пазом для удержания краев нитей. Единственный минус промышленной ленты — ее жесткая заданность. Коэффициент сборки всегда фиксированный, промежутки между складками — тоже.

Люверсы
Установка люверсов не так проста, но ее возможно сделать и дома. Важно не забыть про люверсную клеевую ленту.
1. После предварительного выравнивания ткани подгибаем верхний край на 1 см и отстрачиваем на расстоянии 1–2 мм от линии сгиба. Обрезаем припуск до 0,5 см.

2. От края строчки проводим меловую линию на ширину клеевой ленты плюс 3 мм (прибавка на огибание ленты тканью). Ленту прикладываем к шторе к низу от линии, закрываем листом бумаги и проглаживаем, чтобы она приклеилась к ткани. Утюг держим на одном месте несколько секунд, не сдвигая, после чего переходим к следующему  участку.
3. Огибаем припуском люверсную ленту, для плотного огибания фиксируем ткань булавками. Припуск должен полностью закрыть ленту. Прокладываем строчку по самому краю припуска.
4. На изнаночной стороне шторы намечаем расположение средней линии люверсов (ось). Обводим внутренний круг люверса, прикладывая его изнаночную деталь по оси. Вырезаем, начиная от центра и отступая 5 мм от намеченной линии. Совмещаем отверстие с деталями люверса. Фиксируем люверсы нажатием до характерного щелчка.


Совет: при покупке уточняйте время, необходимое для надежного приклеивания ленты (чтобы клеевой слой успел расплавиться, но не успел пройти сквозь ткань на лицевую сторону). Для начала попробуйте проделать эту операцию на экспериментальном образце, так вы подберете подходящий вариант для вашей ткани.

Совет: средняя линия крайних люверсов должна находиться на расстоянии около 6 см от края ткани. Если вы хотите, чтобы после надевания на карниз края шторы смотрели в одну сторону, промежутков между люверсами должно быть нечетное количество. Расстояние между люверсами подбирается индивидуально в зависимости от ткани (в среднем 16–18 см).

  • Легкая прозрачная или полупрозрачная ткань эффектно смотрится на тонких завязках. Это привносит в интерьер женственность и чувственность.
  • Шторы на плечиках традиционно считаются чертой стиля кантри. Для того чтобы снять штору в стирку, удобнее сделать плечики не пришитыми, а отстегивающимися, на липучке. В этом случае не придется снимать карниз целиком. Кроме того, существуют специальные приспособления, уменьшающие трение ткани о карниз и облегчающие раздвигание штор.
  • Наряду с традиционными круглыми люверсами можно найти квадратные, треугольные, в виде капель или тематических предметов (штурвала, например).

Складки-колокольчики, или Бокалы
Такие складки привносят в интерьер неторопливую лиричность и, несмотря на трудоемкость исполнения, довольно популярны. Чтобы верхняя линия была еще выразительнее, мы используем контрастную окантовку шириной 1,5 см (более узкий кант будет незаметен на высоте установки карнизов). Ширина окантовочной ленты (1,5 + 1,5 + +1,5 + 1, 5 = 6 см) учитывает огибание припуска верхнего края шторы и припуск под тесьму.
1. Притачиваем отделку к шторному полотну: складываем их лицевыми сторонами и прокладываем строчку на расстоянии 1,5 см от края. Для жесткости используем шторную ленту, по ширине равную высоте нашего колокольчика. На край обтачки накладываем шторную ленту изнанкой на лицевую сторону канта, оставляя припуск на шов 1,5 см, и настрачиваем по краю тесьмы.

2. Огибаем обтачкой верхние припуски шторы, фиксируем булавками положение ткани. Притачиваем ленту: нижний край — с изнанки, верхний — с лицевой стороны шторы. Стараемся попадать в шов притачивания канта.
3. Сострачиваем края ширины складки.  Делим получившийся объем так, чтобы образовались четыре равных защипа. Складки фиксируем закрепками вдоль нижнего шва притачивания тесьмы.
4. Для заполнения объема складки используют синтепон или ватные диски (лучше, чтобы заполнение было из синтетических материалов)
 

Совет: если машинка не берет толщину четырех складок, кладите строчку отдельно по двум боковым, финально закрепляя четыре по внешнему краю.

Формировать вертикали лучше всего с помощью тройных складок, складок-бокалов, лентой со сборкой «трубочки», бантовых складок. Глубина складки (промежуток ткани, идущий на формирование фалды) должна быть 15–16 см и даже больше, иначе нижний край шторы примет форму волны, и ее  текстильная поверхность будет восприниматься единой плоскостью без какого бы то ни было вертикального ритма. Но чересчур увлекаться не стоит: при раздвинутых шторах ткань собирается по обе стороны оконного проема, это тоже надо учитывать.

0


ВАС МОЖЕТ ЭТО ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ