Журнал «Квартирный ответ»
по материалам передачи
НТВ «Квартирный вопрос»
официальный сайт

Шведская весна


В поисках стиля / Скандинавский стиль

А дело все в том, что у нас и у скандинавов схожие климатические условия. Именно они — розы-морозы, солнце и ветра — формируют принципы нашего жилья и основы декора. Ни мы, ни шведы вкупе с финнами, не можем себе позволить полы из плитки или камня по всему дому — так, как принято, например, в Провансе. (Конечно, если полы у вас с подогревом, то вы можете себе позволить что угодно, но это уже другой разговор.) И в России, и в Норвегии, скорее всего, откажутся от застекленных стен и десять раз подумают, прежде чем ставить стеклянную балконную дверь. И у нас, и у них большую часть времени холодно и темно, а значит, «нет» низким японским кушеткам, не спасающим от сквозняков, ненужным в отсутствие жары ставням, и «да» натуральному дереву, теплому пледу и светильникам всех видов и мастей.
Если скандинавы вам симпатичны, предлагаем познакомиться с тремя вариациями на тему северного стиля. Это не просто декор, а настоящая песня Сольвейг!

Вариант первый — для тех, кому важно быть серьезным.
В глубине души вы консерватор, в любом случае, человек основательный. Флуоресцентно-пластиковая современность вас мало волнует, а уж в вашем жилище ей точно не найдется места. Вы мечтаете о доме с традициями, но ваша бабушка не оставила вам в наследство ни одного антикварного предмета (не говоря уже о гамбсовском гарнитуре с бриллиантами). Тот, для кого «классика» — не пустой звук, может рассматривать в качестве альтернативы так называемый «густавианский» стиль (от имени шведского короля Густава). Собственно говоря, густавианский стиль — это шведский ампир, но не такой, к какому мы привыкли, а более демократичный, не дворцовый.

В нем нет никакой помпезности, орлов, скипетров и намеков на античность, а позолота если и есть, то только в виде небольших кантиков. Основа стиля — мебель классических форм, но с очень простой отделкой, как правило, выкрашенная белой краской. Для шведского ампира вы можете купить стул или стол на любой барахолке и покрасить его известным способом под названием «приятная потертость» — перед покраской края и стыки натираются стеариновой свечкой, а после покраски эти места зачищаются. Перетянуть мягкую мебель лучше всего клетчатой или полосатой тканью пастельных тонов. Из такой же нежной клетки-полоски желательно сшить занавески — для кухни или спальни это вообще идеальный вариант, в других комнатах тоже смотрится красиво. Для большей «ампирности» повесьте хрустальную люстру, если хотите снизить пафос, можете обойтись и без нее. Но помните, что соседи-северяне еще в XIX веке умели ценить скупые солнечные лучи, а в ХХ веке — электрический свет, поэтому все эти хрустальные подвески, стеклянные вазы и граненые канделябры используются в скандинавском интерьере с единственной целью — поймать и задержать одинокий луч света в предполярном царстве.

Вариант второй — для тех, кто считает, что «дизайн» — это не ругательное слово.
Наверняка вы наслышаны об итальянском дизайне, о веселых цветных интерьерах 60-х годов с надувными креслами и пластиковыми стульями. Однако сама история дизайна началась не в 60-е, а намного раньше, и у истоков стояли вовсе не итальянцы, а скандинавы. Именно они после войны запустили в производство мебель из гнутой фанеры, кресло «тюльпан» и кресло «лебедь», люстру «артишок» и еще множество других стильных и красивых предметов, за которыми теперь начали гоняться коллекционеры и декораторы. Самые известные имена скандинавского дизайна — финн Альвар Аальто и датчанин Арне Якобсен. Оба были архитекторами. Первый гнул березовую фанеру, называя свои заготовки «деревянными макаронами», второй, если уж брался обставлять какой-нибудь отель, придумывал все — от лестницы до ложки. Табуретки, столы и стулья от Аальто встречались в застойные годы даже в советских санаториях, а Якобсен так плотно нашпиговал собственным дизайном родной Копенгаген, что теперь это не город, а настоящее произведение искусства — начиная с аэропорта.
Кстати, вклад в общую копилку дизайна у скандинавских стран очень разный: норвежцы совсем ничем не прославились, финны знамениты стеклом и фанерной мебелью, шведы известны намного больше — здесь дизайн был поставлен на широкую государственную ногу, а основные шедевры интерьера 40-х–50-х делались… в Дании, которая волею судеб оказалась в «скандинавском» списке.
Конечно, если вы не коллекционер, а нормальный гражданин, дизайнерские подлинники вам не светят — и дорого, и достать сложно. Однако похожие предметы давно выпускает наша любимая ИКЕА. За ней и последнее слово.

Вариант третий — доступный и хорошо знакомый.
К 2005 году уже не осталось ни одного столичного жителя, не знакомого с ассортиментом знаменитого шведского магазина. Продукцию ИКЕА знают и используют и в других точках страны. Можно даже сказать, что мы ИКЕА объелись — куда ни приди, везде знакомые тряпочки, стулья, рамки и прочее. Наступил момент пресыщения. Оказалось, что если просто взять и накупить в ИКЕА всякой всячины, получится совсем не весело и неинтересно. А ведь у этих предметов интерьера есть, кроме соображений экономии, два несомненных плюса. Первый — ассортимент ИКЕА очень быстро и постоянно обновляется. Через год никто не вспомнит, что эти шторы или эту вазу можно было увидеть в каталоге, выпущенном миллионным тиражом, — так что пройдет время, и вы с вашей старой покупкой прослывете оригиналом. Второй плюс: ИКЕА — идеальный источник для поклонников скандинавского стиля. Здесь найдется все: и современная мебель светлого дерева, и рустикальные шкафы-комоды, и клетчатый хлопок с небеленым льном,  и перепевы знаменитых дизайнерских моделей 50-х–60-х годов. Добавьте сюда тканые половички, белую керамическую посуду и скромные рисунки в рамках, напоминающие страницы ботанического атласа, — получится славный северный коктейль, согревающий не хуже шведского «Абсолюта» и не менее элегантный, чем последняя модель финской Nokia.


0


ВАС МОЖЕТ ЭТО ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ