Журнал «Квартирный ответ»
по материалам передачи
НТВ «Квартирный вопрос»
официальный сайт

Глиняный колосс


Изразцы

Между современным кафелем с фотопринтным изображением и древней неглазурованной плиткой, изготовленной где-нибудь в Месопотамии, лежит пропасть в пять тысяч лет.

Любой из нас знает, что облицовка керамической плиткой — прием старый. Но никто не знает, насколько старый. Самые древние изразцы были изготовлены во времена первых цивилизаций и, конечно, до нас не дошли: глина — материал хрупкий. Остались лишь предания, согласно которым изразцами были облицованы культовые ворота богини Иштар на территории Месопотамии.

Так или иначе, но плиткой издавна пользовался весь Восток, а в дальнейшем — Португалия и мавританская Испания. Португальцы подсели на узорную плитку благодаря марокканцам — у них они переняли первые технологии, рисунки и даже название ”азулехос”. Можно считать, что азулехос — живописные керамические панно, до сих пор украшающие фасады португальских городов, — это самые старые европейские изразцы.

Однако слава главных специалистов по керамике досталась все же не португальцам, а итальянцам. В 1520 году флорентиец Франциско Николозо придумал, как сделать так, чтобы разноцветные краски не смешивались. Он изобрел белую оловянную глазурь, которой покрывался предварительно обожженный изразец, а уже по этой сырой белой глазури наносилась художественная роспись: синим цветом — с добавлением в глазурь кобальта, зеленым — с добавлением меди, фиолетовым — с примесью марганца. Затем изразец вторично обжигался, и если все было сделано правильно и без ошибок, то произведение гончарного искусства можно было крепить на стену, пол или печку.

Раз отличившись, итальянцы не собирались упускать пальму первенства. Центр изразцового ремес-ла переместился в город Урбино, а классическое сочетание ярких сине-зелено-желтых красок до сих пор ассоциируется с тосканской майоликой. Да и профессиональный лексикон сложился исключительно с помощью итальянцев: майолика — по имени острова Майорка, откуда перевозили первые партии глазурованной керамики; фаянс — от названия итальянского города Фаенца.

Впрочем, итальянцы в основном поднаторели по посудной части — расписных майоликовых кувшинов и блюд они производили на-много больше, чем бытовых изразцов-пьястрелл. Да и теми почти никогда не пользовались — ставили их на открытые полки и в буфеты, для красоты и престижа. А пока итальянцы рисовали зеленые листочки, в Голландии XVII века набрал обороты совершенно иной стиль — тонкая роспись единственной синей краской по снежно-белому фону. Сюжеты  самые разные: пастухи и пастушки, амуры и купидоны, всадники, солдаты, кораблики под парусами. Центр голландского изразцового искусства сосредоточился в Дельфте, где на плиточном производстве была занята половина местного населения. Эту жизнь среди плитки и на плитке удачно изобразила Трейси Шевалье в своем бестселлере ”Девушка с жемчужиной”, посвященном истории одноименной картины Вермеера (позже по книге был снят фильм ”Девушка с жемчужной сережкой”). У главной героини на фабрике работает брат, росписью плиток занимался отец, сама она постоянно моет эти кафельные полы, а главный талисман среди ее нехитрых пожиток — простенький бело-голубой изразец с девочкой и мальчиком, держащимися за руку.

Именно такие плитки приглянулись Петру I, побывавшему в Голландии и повелевшему ”сделать немедленно шведским манером печных изразцов гладких белых, а по ним травы синею краскою”. Сделали — и не хуже, чем в Европе. И даже переплюнули дельфтских архитекторов, украшавших изразцами печи и пол. Мастера, строившие дворец Меншикова в Петербурге, выложили плиткой не только печи и пол, но и все стены и даже потолок! Но, как это всегда бывало у Петра I, нововведение благополучно заглушило старую русскую традицию.

Давным-давно, без всякого ”шведского манера”, московские мастера производили свои изразцы, радовавшие глаз яркой многоцветной росписью. Печные изразцы — красные, как их называли по цвету обожженной глины, — были известны в Москве с XVI века. А самыми популярными были муравленые — с рельефным рисунком, покрытые зеленой глазурью. До Петра изразцы шли на наружные фасады, прежде всего храмовые. И сейчас можно полюбоваться настоящей русской керамикой, украшающей церковь Успения  в Гончарном переулке или церковь Григория Неокесарийского на Большой Полянке. Однако лучший образец церковно-плиточного искусства — это Новоиерусалимский монастырь, построенный на Истре по распоряжению патриарха Никона. Здесь изразцами облицовано все: фризы, колонны, порталы, иконостас. К сожалению, о былом великолепии Новоиерусалимского монастыря можно только догадываться — в 1941 году немцы взорвали храм, и восстановить его в первоначальном виде так и не удалось.

Русский изразец недолго пробыл в забвении. Настоящее возрождение началось в конце XIX века в художественно-промышленных мастерских, в частности в кружке ”Абрамцево”, просуществовавшем под патронажем Саввы Мамонтова с 1891-го по 1918-й год. Здесь творили Васнецов, Головин и Врубель, не чуравшийся никакой ремесленной работы. Он так увлекся майоликой и изразцами, что его собственный отец ехидно называл сына ”мастером по печному делу”.

Начало ХХ века стало ренессансной для изразца эпохой и в Европе. Окажетесь в Барселоне, обратите внимание на колонны, облицованные разноцветной керамической плиткой, — излюб-ленный прием знаменитого архитектора Антонио Гауди. Его дед и отец были гончарами, а свой первый заказ гениальный зодчий получил от владельца керамического завода. Собрав на заводских задворках кусочки боя, Гауди украсил стены особняка живописной мозаикой.

Не гнушался плиточного дела и великий Пикассо. У него даже была собственная гончарная мастерская под Каннами, где маэстро рисовал по сырой глазури сцены корриды и просто изящные силуэты быков. Правда, не все вышедшие оттуда плитки сделаны его рукой, но все — под его присмот-ром, так что изразцы от Пикассо представляют немалый интерес для коллекционеров.

Современный изразец XXI века мало чем отличается от своего предшественника. Он сделан из прочной глины, любит блеск глазури и тепло человеческих рук. Этот жанр выбрали многие московские художники. Образцы их творчества могут нравиться или не нравиться, но это по-прежнему произведения искусства.


0
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Морозный узор
04.08.2011
Кошка
04.05.2011
Буфет
04.05.2011
Войти в историю
04.05.2011
Разноцветная комната
04.05.2011