Журнал «Квартирный ответ»
по материалам передачи
НТВ «Квартирный вопрос»
официальный сайт

Bторая жизнь


Бразилец Рафаэль Симоэс Миранда предлагает менять обстановку каждый сезон: картонная мебель «Дока» собирается за 5 мин., может быть кофейным столиком, тумбой под телевизор и полноценным стеллажом

Призыв зеленых услышан: дизайнеры и производители берегут природу и все больше интересуются вторсырьем. При этом одни получили возможность экспериментировать с формой и фактурой, а другие нашли отличный способ снизить цену на готовое изделие.
Идея создавать из старого и ненужного что-то новое и полезное далеко не нова, взять хотя бы бабушкины половички из лоскутков. Но одно дело — мастерить по принципу «голь на выдумки хитра», и совсем другое — концептуальный дизайн. Истоки его лежат в прошлом веке: еще конструктивисты делали мебель с трубчатым каркасом из промышленного металлолома, а в 50-е годы Акилле Кастильони создал безусловные хиты для компании Zanotta — стулья Sella и Mezzadro, в которых использовал сиденья велосипеда и трактора соответственно. Сегодня подобные вещи относят к популярному направлению «вторичного дизайна», по-английски ready-made.
Дизайнеры берут готовые вещи из повседневного быта и полностью меняют их назначение, зачастую даже не меняя формы. Не стоит думать, что такого рода переделки — удел декораторов, которые «тюнингуют» недорогие предметы обстановки под конкретный интерьер. Наоборот, подобную мебель и аксессуары активно выпускают промышленным способом и с гордостью показывают на Миланском салоне и Лондонской неделе дизайна. Из последних новинок — сразу несколько предметов, сделанных из бывшего в употреблении спортивного инвентаря. Например, кресло из скейтбордов, желто-зеленая скамья, собранная из сотен теннисных мячиков, или журнальный столик, каркасом которого служит обод велосипедного колеса, туго набитый собранными на местной лесопилке щепками. Ну а любителям потягивать пиво за просмотром футбольного матча рекомендовано кресло, сплетенное из 1739 ключей от жестяных банок. Чтобы оно не выглядело слишком брутальным, его создатель Карлос Хойос украсил этот пивной «невод» обрезками кожаного шнура.

Не менее популярно делать мебель из… старой мебели. Столы из столов, стулья из стульев, комоды из отдельных ящиков. Один из самых известных объектов такого рода носит длинное говорящее название: «Привет, стул, стань книжным шкафом!» Автор идеи голландец Мартин Баас пытался доказать, что вполне приличный стеллаж можно соорудить из всего, что под руку попалось, пусть даже с первого взгляда это кажется кучей-малой из стульев, уличного фонаря и коробки для садовых инструментов.

Стулья «Импринт» сформованы из целлюпреса — инновационного материала, в состав которого входят целлюлоза, кусочки коры, еловые иголки и кожура кокосового ореха. Lammhults, Дания

Материал целлюпрес

В основе оригинальных стеллажей голландца Мартина Бааса обычные стулья, а компанию им могут составить любые другие предметы

Классика мирового дизайна — стул Sella. Акилле Кастильони для Zanotta, Италия, 1957

Движение ready-made получило такое признание среди покупателей, что дизайнеры осознанно имитируют эффект вещей, «найденных на помойке». Испанец Хайме Айон в прошлом году выпустил серию комодов с ножками разной формы (коллекция «Шоу-тайм» для BD). А безусловный хит продаж в этой группе товаров — комод Тейо Реми из Droog Design. Много-много ящиков, туго стянутых кожаным ремнем, чтобы не развалились. По словам автора, он старался расположить их столь же беспорядочно, как мысли в человеческой голове.
Не отстают и производители светильников, аксессуаров, предметов декора. Инго Мауэр, в свое время собравший знаменитую люстру из осколков фарфорового сервиза, теперь вместо хрустальных подвесок использует пустые тюбики из-под зубной пасты («Тю-Бес»). Али Сьявоши собирает проволочные вешалки, которые обычно получают вместе с одеждой из химчистки; накопилось много — сплел абажур. На лампу можно повесить бусы, старые башмаки, книги, фарфоровые статуэтки и даже обрезки металлопластиковых водопроводных труб. Причем все это подбирается в определенном цвете, чтобы покупатель мог заказать абажур нужного ему оттенка.

Справедливости ради стоит сказать, что «вторичный дизайн» далеко не всегда дешев. В 2002 году братья-дизайнеры Фернандо и Умберто Кампана из Бразилии придумали собранное из лоскутков кресло «Суши» для компании Edra. Серийный и относительно недорогой вариант сделан из обычных разноцветных тряпочек, а для избранных предлагаются лимитированные партии с дорогим декором, например с хрустальными стразами. О цене можно лишь догадываться — ее называют только покупателю.
Впрочем, при слове «вторсырье» нам представляются отнюдь не облагороженные тракторные сиденья. И это правильно. Ведь у английского термина recycle есть два значения: не только «использовать для другой цели», но и «возвращать в оборот». Использовать в производстве мебели переработанное сырье не менее актуально, чем переосмысливать судьбу готового предмета.

Студия 5.5 designers из Франции предлагает современные запчасти для старых тонетовских стульев

Плата за дизайн: рекомендованная цена этого пуфа из недорогого гипсокартона 369 евро. Ellips, Германия

Свежая идея братьев Кампана — обшивать кресла и стулья кусочками змеиной и крокодиловой кожи. Edra, Италия

Основанием настольной лампы стала смятая и покрашенная пластиковая бутылка. Studiomold, Великобритания

Дерево
Во всем мире делают мебель из опилок — этим никого не удивишь. Однако на Западе в отличие от нас не гнушаются, скажем, и досками старых заборов. Существуют даже особые строительные рынки вторсырья, где можно приобрести пару кубов поседевшего от дождя соснового бруса.
Производители гордятся тем, что используют древесину не первой свежести. Причем гордость эта проистекает из разных причин. Одни используют старину как рекламный повод: представьте только, что ваш столик изготовлен из старинной индейской пироги, которую француз Альбер Сёгун лично выменял у туземцев! Но, судя по всему, аборигены не захотели отдавать лодки по дешевке: за произведения этого дизайнера просят целое состояние. На итальянской фабрике Faber тоже используют антикварную древесину, но с другой легендой — там специализируются на точных копиях из-вестных антикварных вещей.
Гораздо проще обстоит дело с производителями из демократичного сегмента. Они отправляются в Индонезию за тиком и китайским вязом — красивой, экзотической древесиной. Покупают доски от разобранных хозяйственных построек, удаляют из них гвозди и делают мебель, иногда даже не зачищая отметины, оставленные металлическими петлями. Вторичной древесиной особенно увлекаются канадские и американские мебельщики, в Москве предметы из бывалого тика (досок старой пристани, оконных ставень) продает компания Old Java — спрашивайте антикварную коллекцию.

Не брезгуют дизайнеры и обрезками. Хорошо известен промышленный способ изготовления наборного массива: из брусков одинакового сечения собирается единый лист. Дешево, и древесину не коробит от влаги и перепадов температуры. Хотя создавать единую плиту вовсе не обязательно. Свой знаменитый стул «Фавела» из хаотично сбитых реек братья Кампана придумали еще в 1991 году. Говорят, что вдохновлялись видами одноименных бараков в порту Рио-де-Жанейро. Как и эти знаменитые постройки, стул склеен вручную из щепок бразильской сосны.
В ход идут даже остатки фанеры, кора и опилки. Мартин Баас поупражнялся с обрезками МДФ, превратив ненужные остатки в «Сокровище» — так называется его коллекция кресел и стульев. Девушки из шведской группы Front насобирали веточек и прутиков и под давлением построили из них стол, а из одинаковых брусочков фанеры изготовили скамью необычной кон­струкции: сиденье принимает форму под весом сидящего. Датская компания Lammhults запатентовала новый композитный материал на основе древесной стружки — целлюпрес. По сути, та же ДСП, только без вредных смол. Не нуждается в покраске, лакировке, маскировке шпоном, к тому же за счет включений коры и еловых иголок имеет необычный рисунок. Стулья из целлюпреса можно купить и в Москве (коллекция «Импринт»).

О происхождение скамьи Twig («Веточка») говорит само ее название. Pinch, Великобритания

Кресло «Фавела» Фернандо и Умберто Кампана склеили из щепок бразильской сосны. Edra, Италия

Кресло из коллекции Treasure («Сокровище») Мартин Баас сколотил из обрезков МДФ

Кaжется, что стол Branch («Ветвь») вот-вот рассыпется. Но он довольно прочный, поскольку собран под давлением. Front, Швеция

Макулатура
Все активнее дизайнеры используют переработанную бумагу и сделанный из нее гофрокартон. Даже российские предприниматели наладили производство складных кресел (торговая марка Izkartona): за 150 рублей вы получаете компактный сверток весом 1 кг — можно взять десяток на пикник или корпоративный праздник на открытом воздухе. Каждое из таких кресел выдерживает вес до 100 кг!

Хрестоматийные образцы картонного дизайна были созданы еще в 70-е годы прошлого века, а три стула Фрэнка Гери компания Vitra даже включила в коллекцию своего Музея дизайна. Ученик мэтра, Мэтт Ганьон, пошел еще дальше учителя. Долгие годы он собирал макулатуру, которую затем аккуратно склеил, запек и в получившемся цельном блоке проделал вертикальные пропилы аппаратом лазерной резки. Последние рекомендуется заполнять тем, что вы сейчас читаете.

Стул Wiggle из гофрокартона — настоящий музейный экспонат. Фрэнк Гери для Vitra, Германия, 1972-2005

Британца Джила Миллера из группы Farm называют «королем картона»: из этого материала он делает сумки, лампы, кресла и даже платяные шкафы

Британец Джеймс Робертс вырезает из картона вторичной переработки удобные плечики

Британца Джила Миллера из группы Farm называют «королем картона»: из этого материала он делает сумки, лампы, кресла и даже платяные шкафы

Пластик
Многие, наверное, обращали на улицах внимание на автоматы «Город дышит». Это автоматизированная система раздельного приема мусора (за каждую пластиковую бутылку или жестяную банку — 40 копеек). В том, что жесть отправляется на переплавку, сомнений нет. А что происходит с пластиком? Его тоже переплавляют и снова используют. Отливают дверные и оконные рамы, офисные аксессуары, коробочки для дисков, наборы недорогой дачной мебели. Есть компании, которые специализируются на разработке и промышленном выпуске предметов из переработанного пластика. Так, британская Smile Plastics утилизирует только цветные панели от мобильных телефонов — получившиеся из них вещи, будь то корпус электрогитары или мебель, однозначно вызывают улыбку.
Дизайнер Том Диксон известен своим креслом из расплавленного пластика, который растянули в нить и затем смотали из него сиденье. Уильям Савайя (Sawaya & Moroni) не скрывает: кресло «Белла Рифата» создано из переработанных пластиковых бутылок. А молодые художники все силы бросили на борьбу… с полиэтиленовыми пакетами. В отличие от бутылок, их никто не сдает в пункты переработки и повторно не использует; груды ненужных мешков засоряют планету. Одни, как Рэй Франк, делают из использованных сумок мебель. Другие же просто призывают отказаться от использования в супермаркетах пластиковых мешков. Аня Хиндмарч даже выпустила коллекцию хозяйственных сумок из хлопка с гордой надписью: I’m Not A Plastic Bag («Я не пластиковый пакет!»)

Разный мусор
Многие декоративные техники дизайнеры подсмотрели у народных умельцев. Во Вьетнаме, например, до сих пор сохранилась старинная методика погружения яичной скорлупы в каучук (альтернативой может выступать кожура кокосового ореха). Неудивительно, что француз Патрик Робер, основавший свою мебельную фабрику на Бирме, активно использует этот экологический декор. Но вот когда консервативная немецкая мануфактура затевает подобные эксперименты, это привлекает внимание. На последней выставке в Кельне фабрика Form Exclusiv показала буфет и журнальный столик «Этно»: скорлупа утиных яиц утоплена в черном лаке. Правда, решение о промышленном производстве пока не принято, ведь для фабрики это первый опыт.
Основной принцип современного дизайна — не выбрасывать ничего, даже шелуху от риса или лузгу от семечек. Из жмыха, оставшегося на маслобойке и смешанного с выхолощенными оболочками зерен пшеницы, удалось сделать каркас кровати. А исследователи из Мичиганского университета предлагают заменить древесные волокна в МДФ на… стерилизованный навоз. Остается лишь убедить особо брезгливых покупателей в экономичности этой идеи, иначе она так и умрет в стенах лаборатории.
Поэтому наш вам совет: ничего не выбрасывайте — прослывете дизайнером. Ведь оригинальным украшением сегодня служит что угодно: хоть битые фарфоровые тарелки, хоть расколовшиеся зеркала.

Комплект для прихожей, сделанный из старых тентов для грузовиков, немец Матиас Риес намерен запустить в массовое производство

Чтобы придать стильный вид старому стулу, Мартин Баас предлагает добить его окончательно — сжечь верхний слой

Изысканную люстру можно собрать из любых разнородных предметов, даже из мусора. Главное — объединить их цветом. Innermost, Великобритания

Низкое сиденье из мотоциклетной покрышки. Фернандо и Умберто Кампана для Artenica, США

 


0


ВАС МОЖЕТ ЭТО ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ