Журнал «Квартирный ответ»
по материалам передачи
НТВ «Квартирный вопрос»
официальный сайт

Ученье – цвет, и неученых тьма


В поисках цвета

Модная интерьерная тенденция «чем больше, тем лучше» действует и в отношении цвета. Институт качества краски

Модная интерьерная тенденция «чем больше, тем лучше» действует и в отношении цвета. Институт качества краски

Краски, оттенки и их названия имеют многовековую историю. Многие страницы этой истории пишутся и в наши дни.

Берлинская лазурь — художественный термин. До ее изобретения в 1704 году мир не знал ярких синих цветов. Все выглядело тускло, бледно — в общем, совсем не лазорево. С изобретением этой краски эстеты позволили себе синие стены и мебель. Совершенству не было предела — после берлинской изобрели прусскую и парижскую лазурь. Самой яркой оказалась парижская. Еще бы!
Викторианский красный — английская классика. Популярным этот цвет стал не при королеве Виктории, а намного раньше, при Елизавете, которая обожала темную помаду и румяна, контрастировавшие с бледным цветом ее лица. С тех пор темно-красный оттенок — любимый у англичан, часто в сочетании с темно-зеленым. Его традиционно выбирают для гостиных. А если хочется и красного викторианского, и зеленого георгианского, то клеят красно-зеленые обои в полоску.

Сложный сине-зеленый оттенок известен как «Брауншвейгская зелень». Лампа со стеклянным плафоном в стиле ар-нуво от Berliner Messing-lampen, Германия

Цвет сирени действует успокаивающе. Институт качества краски

Сложный сине-зеленый оттенок известен как «Брауншвейгская зелень». Лампа со стеклянным плафоном в стиле ар-нуво от Berliner Messing-lampen, Германия

Цвет сирени действует успокаивающе. Институт качества краски

Гуммигут — ярко-желтая краска. Делалась на основе сока растения камбоджа гута с острова Цейлон. Этот цвет любил, в частности, английский художник Рейнольдс. В других странах гуммигут принято называть «драконовой кровью».

Жженная сиена — красивая красно-коричневая краска, без которой не может обойтись ни один художник, пишущий маслом. До прокаливания она имеет желтый оттенок и называется «сиенская земля», поскольку в чистом виде добывается близ итальянского города Сиена. Вообще, у художников есть целая палитра разных «земель»: зеленая, умбрская, кассельская, кельнская. Под этими поэтическими названиями скрываются, как правило, вполне рядовые коричневатые оттенки.

Индиго — натуральный краситель, дающий синий цвет. Мощное его использование относится к эпохе наполеоновских войн, когда Франции требовалось море синей краски для военных мундиров. В принципе во Франции на тот момент существовал другой синий краситель — вайда, но он надежд не оправдал. Сейчас синюю краску получают искусственно, но название осталось — в частности, появился термин «дети индиго». Это дети, наделенные особыми способностями, а в их ауре преобладает синий цвет.

Примерно так выглядит оттенок «пепел розы». Кресло от Machalke, Германия

Серовато-зеленый (цвет шалфея) — подходящий оттенок для кухни в стиле кантри. Bauformat, Германия

Примерно так выглядит оттенок «пепел розы». Кресло от Machalke, Германия

Серовато-зеленый (цвет шалфея) — подходящий оттенок для кухни в стиле кантри. Bauformat, Германия

Киноварь — художественный термин. Это ярко-красный цвет, а сама краска была известна с давних времен под римским названием «минимум». Найти ее можно было практически в любой точке земного шара, стоила она дешево, но под воздействием света чернела раз и навсегда. Вернее так: если картина, написанная киноварью, стояла в помещении, то ночью почерневшая краска опять возвращала свой красный оттенок. А если выставлялась на солнцепек, то все, прости-прощай. Многое зависело от грунта, который использовал художник. Рубенс писал на клеевом, поэтому у него сочные красные краски. Другим повезло меньше. Киноварь до сих пор производится в разных странах, особенно в Китае — стране, замеченной в особом пристрастии к красному цвету.

Прохладные оттенки хороши в сочетании с белым. Институт качества краски

Классическое кресло в кожаной обивке оливкового цвета. Hancock & Moore, США

Прохладные оттенки хороши в сочетании с белым. Институт качества краски

Классическое кресло в кожаной обивке оливкового цвета. Hancock & Moore, США

Маджента — название, знакомое всем, кто близок к полиграфии. Это один из основных печатных цветов, имеет пурпурно-малиновый оттенок. В модных интерьерах маджента невероятно популярна в сочетании с оливковым, горчичным или апельсиновым.

Пепел розы — тонкий и сложный оттенок, пользовавшийся особой любовью в XIX веке в Скандинавии. При натуральном освещении он казался серым, а когда зажигали свечи, дом наполнялся теплыми розовыми тенями.

Перванш — нежный голубовато-сиреневый оттенок. Несмотря на всю изысканность, считается довольно холодным.

В проекте «Цветы жизни» Екатерина Федорченко использовала приглушенную «французскую» палитру. В деталях проект будет опубликован в №3 2008

Линия красок Catwalk («Подиум») вдохновлена цветовыми тенденциями в дизайне одежды. The Little Green, Великобритания

В проекте «Цветы жизни» Екатерина Федорченко использовала приглушенную «французскую» палитру. В деталях проект опубликован в №3 2008

Линия красок Catwalk («Подиум») вдохновлена цветовыми тенденциями в дизайне одежды. The Little Green, Великобритания

Пюс, или пюсовый цвет, — старое название коричневого тона. В современном русском языке не прижилось, поскольку никому не хочется называть свой наряд или интерьер «блошиным» (puce по-французски — блоха). Однако это не значит, что с красивым цветом блохи декораторы перестали работать. Известен случай из практики знаменитого английского декоратора XX века Дэвида Хикса: во время семейной сцены жена бросила в него банкой с кока-колой, но промахнулась. А Хиксу так понравилось образовавшееся коричневое пятно на стене, что он тут же запатентовал свой собственный оттенок под названием «кока-кола».

Селадон — так звали волокиту из французского любовного романа XVII века, щеголявшего в костюме с лентами серовато-голубовато-зеленого цвета. Сейчас этот оттенок ассоциируется не с любовными похождениями, а с классическим китайским фарфором, покрытым глазурью «цинцы», который был известен с 1000 года. Селадоновая керамика повлияла не только на все прикладное искусство Востока, но и на саму чайную традицию: в те времена цвет чая должен был сочетаться с цветом посуды, следовательно, успех имели «голубоватые» сорта. Отголоски этой традиции остались во многих языках. Многие азиаты на вопрос, какой чай они пьют, скажут «голубой» вместо «зеленый». Нашим декораторам работать с селадоном трудно: чуть ошибся, и вот уже получился не селадон, а цвет стены в советской поликлинике. Зато на правильном селадоновом фоне отлично смотрятся гобелены, светлая мебель и фарфоровая посуда с розовым рисунком.

Сепия — прозрачный коричневый цвет, создавший в акварели целое направление. Сепии коллекционируют так же, как сангины (рисунки в красном цвете) и гризайли (в сером). Очень популярны фотографии, обработанные под сепию, — они создают иллюзию старины.

Все оттенки серого в коллекции декоративных тканей от KA International, Испания

Диван бирюзового цвета от Machalke, Германия

Все оттенки серого в коллекции декоративных тканей от KA International, Испания

Диван бирюзового цвета от Machalke, Германия

Сомон — французское название лосося. Лососевый цвет был популярен в конце XIX века и страшно популярен в 50-е годы XX века. Впрочем, в то время с ним успешно соревновался ядреный пинк (англ. pink — розовый), введенный в моду Эльзой Скьяпарелли, вечной соперницей Шанель. XX век вообще оказался поклонником розового. Хотя в интерьере с сомоном работать очень трудно. Дэвид Хикс называл этот цвет в ряду пяти самых дисгармоничных оттенков.

Сольферино — темно-фиолетовая краска с синим оттенком. Фиолетовая семья вошла в моду и интерьер только во второй половине XIX века, когда были изобретены анилиновые красители. Первым анилином стал цвет, близкий к фуксии, затем появились другие разновидности. Фиолетовые оттенки неплохо смотрятся в городской квартире: они спокойны, изысканны и свидетельствуют о том, что хозяйка — «еще та штучка».

Умбра — художественный термин. Это старая коричневая краска, известная со времен древних римлян. Добывали ее в итальянской провинции Умбрия. Краска активно используется во всех видах живописи, в жженном виде у нее красно-коричневый оттенок.

В сервизе «Лавиния» можно найти тарелки любого оттенка. Hutschenreuther, Германия

Английские производители красок отличаются особо тщательной проработкой гаммы оттенков. Палитра от The Little Green, Великобритания

В сервизе «Лавиния» можно найти тарелки любого оттенка. Hutschenreuther, Германия

Английские производители красок отличаются особо тщательной проработкой гаммы оттенков. Палитра от The Little Green, Великобритания

Французский серый ведет свое происхождение от картин в серых тонах (гризайлей) и панорамных обоев Жана Зубера (начало XIX века), прорисованных серой краской. Французы питают к серому особую любовь: часто выбирают этот цвет для стен, строят дома из серого камня. Максимилиан Волошин в свое время совершенно справедливо назвал Париж «серой розой». Но чем отличается французский серый от просто серого, ни один из производителей красок сказать не может.

Экрю — элегантное семейство светло-бежевых и беловатых оттенков со сплошь французскими именами. Шампань (цвет шампанского), крем (сливочный цвет), экрю (цвет небеленого льна) — именно этими оттенками пользуются профессионалы, если им нужно оформить помещения, где мало солнца, или ввести большое количество светлых поверхностей. Просто белила — это не выход. У производителей красок давно разработаны тончайшие градации оттенков: белый для потолка, белый для стен, белый теплый, белый холодной. Потолок кремового цвета — правильное решение, особенно если вы сделали яркие стены.

Ярь-медянка у художников носит более куртуазное название «французская зелень» (vert-de-gris). Если вы хотите узнать, на что она похожа, посмотрите на старые медные крыши. Нереальный зелено-голубой цвет получается путем окисления меди, поэтому краска страшно ядовита и даже вроде бы повинна в смерти Наполеона Бонапарта. Известно, что в его спальне были обои с рисунком, выполненным такой краской, содержащей большую долю мышьяка. Во Франции ярь-медянку получали из виноградных выжимок, на свету она сильно чернела, и многие полотна XVI-XVII веков почернели именно по этой причине. Сейчас такого цвета можно достичь без всякого мышьяка. Есть даже любители, которые специально выкрашивают новенькие крыши этой краской — чтобы было похоже на старые медные!

Английские производители красок отличаются особо тщательной проработкой гаммы оттенков. Палитра от The Little Green, Великобритания

Английские производители красок отличаются особо тщательной проработкой гаммы оттенков. Палитра от The Little Green, Великобритания

 Палитра от The Little Green, Великобритания

Палитра от The Little Green, Великобритания


0


ВАС МОЖЕТ ЭТО ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ