Журнал «Квартирный ответ»
по материалам передачи
НТВ «Квартирный вопрос»
официальный сайт

За вкусом и цветом


Мир в доме/Магриб

Если хочется пряности без остроты, экзотики без сафари — изучайте опыт Северной Африки.

Противникам Евросоюза, глобали­зации, фастфуда и стерильных интерьеров пока еще есть куда поехать и получить удовольствие. В утешение им существует Марокко — страна с ярким национальным колоритом, удачно не затронутая нивелирующей все европеизацией. Конечно, европейцы и там делают свое дело: колонизируют, скупают, насаждают свои порядки — и так уже больше ста лет, но как-то все безуспешно. Европейскость не видна и не слышна на фоне сильнейшего замеса североафриканской и арабской культуры. На центральных площадях марокканских городов нет призывных «H&M-ов» и «Макдональдсов», никто не собирается отказываться от национальной одежды в угоду евростилю, роль дизайна исполняет старинное ремесло. Короче говоря, если ваши путешествия похожи на «день сурка», а каждая страна неуловимо напоминает предыдущую, вам надо в Марокко. Подзарядиться впечатлениями.
К этой североафриканской стране нет претензий не только в политическом (по сравнению с нестабильными этой весной соседями), но и в эстетическом плане. Марокко — самая яркая земля всего Магриба, главный источник цвета, вкуса и запаха. Все города в ней цветные! Так сложилось исторически: дома строились из одного материала, ставни и деревянная отделка красились в один цвет, в результате Марракеш получился ярко-розовым, Касабланка — белой, Фес — наполовину синим и наполовину желтым, Эссуэйра — бело-голубой, как тельняшка (синие ставни, синие крыши), Тетуан — бело-зеленым. Это живописно, этим любуешься, а вот от чего просто сходишь с ума, так это от марокканских базаров, тоже в какой-то степени похожих на отдельные города. Яркость и сочетания красок там такие, что малоподготовленный европеец впадает в ступор. В одном отрезе ткани могут присутствовать бирюзовый, кислотно-розовый и зеленый, причем все это в правильных пропорциях. Откуда у них такое умение сочетать краски? Наверное, это врожденное чувство цвета…
Вкус — то, что присуще марокканской кухне. В отличие от других арабских стран блюда здесь не острые, они пряные. Во рту после марокканского обеда — благоухающий сад. Вам кажется, что вы не пообедали, а прослушали ароматную сонату с нотами лимона и миндаля, репризой очень сладкого чая и заключительным аккордом, в роли которого выступил свежий листик мяты. Горы мяты и апельсинов — типичная картинка из уличных зарисовок.
А как в Марокко пахнет! Нельзя сказать, что всегда приятно, но в этой стране носовые рецепторы никогда не остаются без работы. Пахнет морем и рыбой, мятой и кедром, воняет из соседней подворотни, тут же накатывает волна свежих цитрусовых, благоухают миллионы рассыпанных розовых лепестков, откуда-то тянет дубленой кожей, звучит свежезаваренный кофе… В общем, маниакальным приверженцам вытяжек и стерильной чистоты не сюда.
Наверное, так было раньше по всей Земле, не обремененной чрезмерной гигиеной. Теперь осталось в Марокко. Еще здесь остались живы — и процветают — ремесла. Без каких-либо национальных программ и государственных поддержек. Гончары, ткачи, столяры, кузнецы, чеканщики нужны своей стране — они делают предметы, необходимые для жизни. Туристический спрос тоже, конечно, учитывается, но можно быть уверенным, что джелабы шьют и носят не ради туристического аттракциона, кожаные пуфы и кедровая мебель находят место в обычных марокканских домах, серебряные украшения и кактусовый шелк придирчиво выбирают преимущественно местные красавицы. Марокканские города делятся на ремесленные кварталы, и это тоже отдельное зрелище. Вот тонкие нити, протянутые вдоль нескольких домов, — это улица ткачей. Вот горы ажурной ковки из «кузнецовского» района. Вот ничтоже сумняшеся сливают в канавы разноцветную воду красильщики и вот невыносимо несет из чанов квартала кожевников. Кстати, если вам понравился кованый светильник или пуф, смело покупайте его прямо здесь, на пороге мастерской. Ведь насколько приятнее передать деньги не продавцу, а автору.
А теперь внимание! Марокко — это еще и страна подделок. Дизайнеры и декораторы, устремившиеся сюда в последние годы за антиквариатом, были жестоко разочарованы. Благородная старинная мебель, инкрустированная перламутром и верблюжьей костью, оказалась сделана буквально вчера. «Древняя» ковка вся поголовно вымазана какой-то черной ваксой — так местные умельцы изображают «патинирование». Прекрасные ковры линяют после первой стирки: занимаясь ткачеством на экспорт, марокканцы не напрягаются ради такой ерунды, как закрепление красок. И все-таки мы на них не в обиде. Пусть пытаются обмишурить, нам все равно есть чем в этих землях подпитаться. Легенды гласят, что Магриб — это родина колдунов и волшебников, а у волшебников тоже могут быть проблемы.
Бабуши
Остроносая кожаная обувсь без задника. Европейцы скупают их сотнями (бабуши бывают всех цветов и узоров, кожаные и из ткани) и носят дома как тапочки. Местные в них ходят по улице, желтые и белые бабуши считаются традиционно мужскими.
Гирих
Геометрический орнамент на плитке. Наиболее характерен именно для Северной Африки, где растительный «ислими» встречается гораздо реже. Облицовкой и орнаментикой марокканских дворцов можно наслаждаться только в том случае, если вы этот дворец нашли и зашли внутрь. Снаружи местные памятники архитектуры ничем не приме­чательны — обыкновенные дома-кубы, вся красота которых «повернута вовнутрь». Двери традиционно тоже украшают со стороны жилища, а не улицы.
Резьба по гипсу
Главный декоративный элемент классического марокканского жилища. Обои во влажном климате не приживаются, а созданная вручную резьба сохраняется веками. Как правило, она украшает лишь парадные апартаменты; на ее создание уходит до года. Несколько мастеров начинают каждый от своей стены, чтобы встретиться в центре потолка. Алебастровый орнамент — как и положено в мусульманской стране, геометрический или растительный — тоже белого цвета, его насыщенность не нуждается в дополнительной окраске.
Риад
Традиционный богатый дом своеобразной архитектуры: никакой со стороны улицы, внутри он богато украшен и имеет обязательный внутренний дворик. Окна риада выходят, как правило, во двор, а не на улицу, в целях защиты от палящего солнца и посторонних взглядов. Большинство старых риадов в Марокко скуплены европейцами или переделаны под отели.
Тажин
Керамическое блюдо с конусообразной крышкой для приготовления традиционных блюд с тем же назва­нием. Профессионалами со всех континентов замечено, что именно в такой посуде блюдо получается необычайно нежным и ароматным.

Таделакт
Марокканская техника штукатурки. В ее состав входят только природные компоненты: гидравлическая известь, различные виды кремниевого песка, мраморная мука, глина, целлюлоза, зола и перемолотые морские раковины. Таделакт наносят специальной кельмой, затем затирают, выравнивают, полируют, уплотняют, и поверхность становится похожей на мрамор. Как ни странно, таделакт устойчив к воздействию влаги, в древности марокканские строители делали из него сосуды для хранения воды, а в банях и дворцах отделывали им пол и стены. Сейчас этот вид отделки популярен не только в Марокко, но и в Европе, в основном во Франции. В ванных комнатах он с успехом заменяет кафель. Готовую смесь можно купить в строительном магазине и наносить на старую штукатурку или предварительно подготовленный гипсокартон.

Марокканская штора
Особый, оригинальный способ драпировки. Это обычная занавеска, но ее конец или середина завязывается крупным декоративным узлом.

0


ВАС МОЖЕТ ЭТО ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ