Журнал «Квартирный ответ»
по материалам передачи
НТВ «Квартирный вопрос»
официальный сайт

Нет гарнитурам!


Не просто ремонт / Обстановка

В наше время даже поход в мебельный магазин превращается в творческий процесс. Не ищите готовых решений — придумывайте свои собственные!
Мебельный гарнитур, эта «священная корова» домашней обстановки, пришел к нам из глубины веков. Само понятие сложилось в эпоху Больших стилей, когда дома и мебель в комплексе проектировали архитекторы, и все в их сборном творении подчинялось общему замыслу. Каждая комната имела собственную тему, палитру, орнамент. Рисунок на спинке стула перекликался с узором гипсовой лепнины, большие формы дополняли малые, и никому в голову не приходило не то что перенести пару стульев из одной комнаты в другую, но даже просто их переставить!
К сожалению, эпоха гармонии давно миновала. Сознание сильно изменилось, воспринимать мир «целиком», в ансамбле, мы уже не способны. Наша картина мира напоминает скорее обрывочный рекламный клип. Старое представление о красоте как о единообразной упорядоченной картинке довольно быстро себя дискредитировало, унифицированные гарнитуры перестали радовать. Но главный стимул к борьбе с гарнитурами появился тогда, когда пришла мода на «пожившие» и «стихийные» интерьеры. Нынче  и дизайнеры, и хозяева всеми силами стараются убрать из свеженького интерьера ощущение сделанности, наоборот, у зрителя должна сложиться иллюзия, что обстановка складывалась годами, что дом с историей, что вот это купили, то досталось по наследству, а вон то подарили. На иллюзию хорошо работают потертые взаправду или псевдопотертые вещи, так называемый шеби-шик. Но не всем по вкусу патина, ободранная краска, трещины-кракелюры. И тогда на помощь приходит другой прием — использование разношерстных предметов там, где изначально планировался гарнитур, сервиз, ансамбль или комплект.
Мода на разномастный подбор буйствовала несколько лет назад. В продвинутых домах считалось дурным тоном сервировать стол фужерами из одной коллекции, при покупке стекла отдавалось предпочтение разноцветным, иногда даже разновеликим бокалам, чтобы потом можно было невзначай бросить: «Ах да, вы же понимаете, многое из сервиза разбилось, что-то пришлось подбирать на блошиных рынках, что-то — везти из Венеции…» В принципе это даже занимательно, похоже на игру — кому какой бокал достанется. Приблизительно таким же образом подбирались стулья в столовую и на кухню, формировался мягкий уголок в гостиную. Соседствующие предметы не просто «чуть-чуть» отличались друг от друга, они были принципиально разными: барочное кресло и кресло из стальной сетки от Гарри Бертойи, гнутый венский стул и пластиковый итальянский… В задумке сквозила смелость, полет мысли, но и… какая-то нарочитость, сделанность композиции. Вопреки той самой идее стихийности.
И вот страсти отбушевали. Сегодня декораторы выбирают золотую середину: все так  же не жалуя гарнитуры как «мещанский вариант», они стараются сделать разношерстный подбор вещей более сбалансированным. Советами на эту тему делятся ведущие специалисты. Так, знаменитый английский декоратор Нина Кэмпбелл предлагает подбирать обивку для мебели в единой палитре, но с разными рисунками. Одним словом, форма диванов и кресел, составляющие мягкий уголок, может быть единообразной, оттенки — близкими друг к другу, а вот с орнаментом можно поиграть, чередуя ткани с узорами и однотонные. Прием для несмелых — совмещение тканей с одинаковым мотивом, но разными раппортами: где-то крупным, где-то мелким. По мнению Нины, такой подбор делает обстановку неформальной, а значит, более дружественной, открытой, располагающей к общению. Это, кстати, первый навык, которым стоит овладеть начинающему декоратору, — умение объединять и разъединять с помощью цвета. Вариант для неопытных — строить интерьер на оттенках одного тона. Матерым профессионалам такой ход покажется скучноватым, зато достойный результат гарантирован. Более сложная и интересная работа — добавить к основной палитре детали контрастного цвета. Например, диванная группа обита серой шерстью разных оттенков, а подушки — с вкраплением винно-красного. Наконец, высший пилотаж — создать ансамбль с привлечением нескольких, казалось бы, несочетаемых цветов и фактур. Вы уверены, что горчичный с фиолетовым совсем не дружат? А у профи, глядишь, все заиграло. Зачастую звезды декора создают беспроигрышные сочетания чисто интуитивно. Научиться секретам комбинаторики сложно, но все-таки можно. А тренироваться — на собственном гардеробе. Заметьте, туфли уже давно не обязаны быть в тон сумочке. Это правило забыто. Как же быть? Думаем! И совершенствуем свой глаз...
В деле составления изысканного коктейля главное — вовремя остановиться. Перебрать с цветами и перемудрить с контрастами легче легкого. Тут полезно помнить еще один закон красивой картинки: интерьер держится как на разнообразии, так и на единообразии. Ваши разношерстные кресла всех эпох и континентов прозвучат, если их будет окружать нейтральная, унифицированная обстановка — классически строго оформленные стены или однообразные системы хранения. Один необычный стул во главе стола на фоне шести одинаковых выглядит эффектнее, чем столовая, экипированная с бору по сосенке. Одинаковые, повторяющиеся элементы задают равновесие, тогда как элемент «белая ворона» нарушает предсказуемость, вносит интригу. И то и другое — равновесие и интрига — заслуживают вашего пристального внимания.
Темы и вариации
На помощь декораторам, профессиональным и самодеятельным, приходят различные компьютерные программы, которые позволяют перевести воображаемый интерьер в полноценную 3D-модель. Скажем, в компании «Арбен-Текстиль» пользуются программой ELARBIS-Vision. Этот интерактивный инструмент позволяет виртуально облачать диваны и кресла в самые разные ткани. На экране хорошо прочитывается не только цвет, но и фактура материала, учтена также игра света и тени, так что ваш 3D-проект выглядит совсем как настоящий.


0


ВАС МОЖЕТ ЭТО ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ