Журнал «Квартирный ответ»
по материалам передачи
НТВ «Квартирный вопрос»
официальный сайт

Человечный минимализм (Простые вещи)


Генеральная линия / Человечный минимализм

Современные минималисты — вовсе не поборники стерильного, выхолощенного дома.  Они просто умеют выкидывать лишнее и оставлять только самое нужное.

Поначалу кажется, что минимализм как стиль, философия и образ жизни у нас не прижился. Обеспеченные заказчики перестали грезить о пустых монохромных пространствах, где почти нет вещей, цвета, декора, пыли, сдвинутых с места стульев и забытых книжек.
Не то чтобы картинка не впечатлила, просто в ней оказалось невозможно жить. Стулья так или иначе приходится двигать, а книжки на то и нужны, чтобы доставать их с полки. Значит ли это, что минимализм умер? Нет, просто он стал другим.

Несмотря на всю революционность, вышеназванный стиль сильно изменился со времен великих Ле Корбюзье и Миса ван дер Роэ. Его адепты перестали зацикливаться на частностях. Безапелляционные заявления типа «на этом столе должны стоять только три белые чашки, и ничего больше» больше не звучат. Современный минималист снисходительно смотрит на обывателя, норовящего испортить бытом совершенство интерьера. Легкая замусоренность прощается. Главное, чего добиваются новые минималисты, — самодостаточный лаконичный интерьер, который позволит комфортно чувствовать себя в пространстве, свободно развивая тему в любом направлении.
Стол прекрасен сам по себе, с чистой пустой столешницей, но даже в минималистском интерьере вы можете застелить его скатертью, расставить посуду и свечи. Получится совсем другая история, но она не будет противоречить первой. Дизайнеры гордо говорят: «Минимализм — это некий каркас жизни, на который можно нарастить что угодно». Его составляют основные, базовые, универсальные вещи, которые мы порой не замечаем, но без которых не можем жить. Научиться их выбирать для своего интерьера — очень полезный навык.
Джаспер Моррисон
Главный дизайнер-минималист называет себя просто «нормальным дизайнером». Коренной лондонец, в свое время он был сильно впечатлен разницей между традиционным викторианским интерьером с обилием пыльного текстиля и аксессуаров и современной эстетикой пустоты и легкости. Это и определило его дизайнерские приоритеты. Несколько лет назад Моррисон вместе с японским дизайнером Наото Фукасавой организовал выставку Super Normal — про обычные повседневные вещи, в том числе анонимные. Этими «народными» чайниками, вилками, ложками, кастрюлями многие десятилетия пользовались люди по всей планете, и им в голову не приходило задуматься, почему эти вещи нормальны и привычны. Что в них такого, что позволяет даже забыть о них (когда они есть, разумеется)? Моррисон утверждает: «Дизайнеры пренебрегли своим предназначением улучшать окружающую нас среду, то есть создавать «обычные» вещи». Сам он создает именно такие. Его светильник «Глобус», простой матовый шар, оказался идеальным инструментом и для суперсовременных, и для классических, и для нейтральных пространств. И кстати, Джаспер переносит правила своего дизайна в собственную жизнь — очень просто одевается и ест самую простую пищу. Все без изысков!
Джон Поусон
Архитектор. До того как заняться собственно архитектурной карьерой, окончил Итон, поработал в семейной текстильной фирме и четыре года преподавал английский язык японцам. Краткое общение в Токио со знаменитым дизайнером ХХ века Широ Кураматой предопределило превращение Поусона в главную фигуру европейского минимализма. Вернувшись в Англию, он вступил в Ассоциацию архитекторов Лондона, где изучал архитектуру и интерьерный дизайн, а в 1981 году открыл свою студию. Каждый его проект отличается редкой визуальной простотой. В результате теоретических изысканий Поусон опубликовал книгу «Минимум» (1996 г.), построил бутик Calvin Klein на Манхэттене, цистерцианский монастырь Девы Марии в Богемии, создал интерьеры аэропорта в Гонконге и отеля «Пуэрта Америка» в Мадриде.

Он созерцатель, но не аскет. «Часто мне приклеивают ярлык спартанца, — жалуется Джон, — и только потому, что при проектировании частных резиденций я следую принципу Эйнштейна делать «все настолько просто, насколько возможно, но не проще». Мои проекты — вовсе не результат влияния идеалов спартанского образа жизни, отличающегося самоотречением, отказом от всех удобств и лишением всех благ. Совсем наоборот. Во всем, что мною создано, я старался сотворить лучшую атмосферу, которая отвечает богатейшему опыту повседневной жизни».
Константин Грчич
Ученик и последователь Джаспера Моррисона делает такие же простые, аскетичные и функциональные вещи, как его учитель. Свой дизайн называет «реалистичным, максимально приближенным к жизни». Предпо­читает черный цвет. Разрабатывал проекты для известной японской фирмы Muji, специализирующейся на «просто вещах». Первый предмет для Muji — красивые, удобные и функциональные зонты.
Себастьян Ронг
Дизайнер, соучредитель и директор по развитию известной фирмы Established & Sons. Заставляет взглянуть на привычные вещи по-новому: «Каждый предмет должен быть чем-то вроде манифеста, сильного утверждения. Тогда не будет соблазна натащить в дом гору откровенного мусора, который производит большинство. Думайте о своей жизни больше!»
Токуджин Йошиока
Как настоящий японец, умеет заглянуть «внутрь» вещей и явлений. Самый романтичный и технологичный дизайнер современности. Вдохновляется структурой снежинок, хлебного мякиша, естественными процессами роста. Делает по-настоящему «архетипические» предметы.

0


ВАС МОЖЕТ ЭТО ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ